Дмитрий Коняев (dimchansky) wrote,
Дмитрий Коняев
dimchansky

Categories:

Полет на новом типе ЛА :)

"Если вы захотите испытать подлинное чувство полета, полетайте на планере… Хотя бы пассажиром"
Арцеулов Константин Константинович


Пару лет назад, я уже писал, как довелось полетать на Цессне.
Вчера же (22 мая 2010 г.) с того же самого аэродрома, по предложению kedder, который там по долгу учебы проходит летную практику, мне представилась уникальная возможность подняться в воздух на высоту порядка 300-400 метров с лебедки на Бланике (технические данные на сайте изготовителя).

Брифинг на аэродроме намечался в 10 утра, поэтому договорились с kedder, что в районе 9:15 он будет у меня. Месторасположение аэродрома, кому интересно, можно увидеть на этой карте. От моего дома туда 36 км езды, поэтому мы должны были успеть как раз к брифингу.

В ожидании Андрея, я решил проверить фототехнику..
День обещал выдаться удачным - черная кошка мирно взирала на будущих укротителей земного притяжения и не норовила перейти дорогу, как бы давая молчаливое согласие на полет:


Со стороны черных кошек возражений не было, а одуванчики и сирень заполняли утренний воздух нежными тонкими ароматами, наполняя сердце радостью и спокойствием:


Думаю, нет смысла дальше перечислять все положительные знаки природы, поэтому перенесемся во времени сразу к прибытию на аэродром:


По прибытию, Андрей провел небольшую экскурсию по аэродрому. В ангаре можно видеть "на привязи", Puchacz, Jantar и друге планёры в разном состоянии:


Народ в авиации с юмором, так на одном из планёров можно видеть знак ограничения скорости и кленовый лист, который клеится в странах Евросоюза (и в частности в Литве), на автомобили водителей, не имеющих двухлетнего стажа, вместо "неполиткорретного и унизительного" :) знака семидесятки:


Здание аэроклуба хорошо у себя описал kedder . Думаю, нет смысла писать, как все плохо, но стоит написать, что несмотря на неважное состояние, находятся энтузиасты, любители авиации, которые безвозмездно (читай даром) прилагают свои усилия на облагораживание территории. Кстати, один из таких моментов будет ниже засвидетельствован документально.

После брифинга, каждый занялся своим делом. А некоторые ремонтировали Вильгу с самого утра, еще до нашего приезда. Этот самолет используется для буксировки планеров, когда нужно поднять планер на большую высоту.


У нас же с Андреем ("у нас" - это как в анекдоте: "мы пахали", - сказала муха, сидя на шее у вола) было задание переставить мигалку и рацию на другую машину, которая должна была таскать от лебедки к планерам тросы. Чем, собственно, Андрей и занимался, а я в это время работал папарацци.


На другой фотографии можно видеть и саму лебедку, которая поднимает планеры в небо. Обратите внимание на кучу плиток слева от нее, вечером этой кучи не будет и к этому делу руку пришлось приложить и мне. :)


Другая группа людей уже начала приводить птиц к вылету. Ближайший планер справа с разложенными на земле ккрыльями - это учебный планер для детей. На нем их учат подниматься буквально на метр-два от земли и тут же садиться.


Вот первый Бланик уже разбужен и едет принимать утренний душ. За ним и второго моют. А я тем временем наблюдаю за облаками - многие из них образуются буквально на глазах и выглядят, как взрывы, которые затем растягиваются на больших высотах и становятся позже похожими на тучки.


Наконец, один планер готов. Андрей, в предкушении скорого вылета, а потому с нескрываемой улыбкой уже готов его везти на старт.


Вслед за ним на старт увозят и второй планер. Кстати сказать, вес пустого Бланика 305 кг и, в приципе, втроем-вчетвером его совсем несложно оттолкать на нужную позицию. Главное колесо прицепить дополнительно сзади. Но если колеса нет под рукой, то один-два человека тогда могут просто приподнять хвост и другие могут также толкать за крылья.


Затем на земле, с определенным интервалом выстилаются полосы для двух "ворот", в которые и будут садится планеры. Планеры уже готовы ко старту, а за километр от старта едет лебедка.


Одно из накопивших силу облак прямо на аэродромом неожиданно для нас выливает всего себя прямо на нас и на готовые к старту планеры. Видимо, плохо помыли планеры. Андрей еще говорил, что что-то тряпкой как-то плохо трут. Причем облако повисло ровно над аэродромом. Пока шел дождик, мы смотались пообедать, так вот за пределами аэродрома дождя не было. :) И ветер был очень слабый, так что тучка излила всю свою душу на нас.


Но вот наконец дождик закончился, тросы подтягиваю ближе к планерам на старте. А на аэродроме появились первые пациенты. Пациенты - это не ученики, заплатившие полную стоимость, которых обслуживают вне очереди. К слову сказать, полная стоимость одного вылета на планере с лебедки составляет 150 литов (~43 евро), если же на буксировщике повыше хочется и соответственно подольше (~20 минут), то это уже будет стоить 300 литов (~87 евро).
Как мне сказали, в авиации нет женщин и мужчин, где одни другим уступают очередь, но есть пилоты, поэтому все ученики, не взирая на пол, тянут жребий для того, чтобы определиться, кто в каком порядке летит.


Один из пациентов готов, Андрей уже готов цеплять планер.


И вот один из пациентов возвращается живым и невредимым на то самое место, откуда взлетел.


Взлет на Бланике с лебедки можно увидеть на видео ниже, с разных ракурсов (на втором крыло придерживает Андрей). Трос сначала натягивается, планер как бы упирается носом в землю, затем дается команда старта и планер по земле буквально за несколько десятков метров разгоняется до 60-70 км/ч и взмывает под углом 45 градусов в небо с набором скорости до 120 км/ч. В момент ускорения чувствуешь себя как в кабине формулы-1. :) Видео лучше смотреть в качестве 480p, открыв его в отдельном окне на youtub.

На втором видео со звуком создается обманчивое ощущение, что у планера есть работающий двигатель. На самом деле это звук двигателя машины за кадром, которая подтягивает тросы, в конце ролика видно, как она поехала за тросами.


Но самое интересное происходит не в начале, когда ты себя чувствуешь гонщиком болида, а в конце, когда трос отцепляется от планера (автоматически ли, или дергая ручку - не важно).
В симуляторе планера Кондор, в котором проводятся периодически виртуальные соревнования и в котором довольно не плохо пропаботана физика полета, я совершил порядка 700 вылетов (что довольно скромно), но успел уже обзавестись наградами, которые в реальной жизни труднодостижимы:

К слову, на втором видео стоит пилот с 50 летним стажем у которого "всего лишь" серебрянный значок. В виртуальном мире многие с бриллиантовыми. :)
Тем не менее, симулятор совершенно не дает испытать того, что чувствуешь в реальном полете и потому то, что происходит в момент отцепки троса в симуляторе и в жизни конечно очень похоже по физике полета, но как небо и земля по ощущениям, которых в симе нет вообще.
Первое чувство - планер вместе с тобой падает вниз и ты словно в невесомости. Кто в детстве любил кататься на экскурсии на автобусе на заднем сиденье по холмистой местности должен оценить (хотя я не переносил таких дорог и стыдливо ездил с пакетиками на первом). :)
Если полет происходит без акробатических трюков, то дальше по ощущениям как бы ничего особенного, ну может перед посадкой, чтобы сбросить высоту, инструктор направит планер носом вниз нажав одну из педалей, чтобы быстрее с боковым скольжением потерять высоту - там тоже немного похожие ощущения. Видео такого снижения у меня нет, но есть просто заход на посадку с левым разворотом.


Ну и наконец, очередь дошла и до меня. С чужой помощью надеваю спасательный парашют и упаковываюсь в кабину, деловито заявляя инструктору, что центровка будет положительной ввиду моего веса вместе с обедом. :) Вообще, на Бланиках если летают в одиночку, то только спереди, если вдвоем, то вес впереди сидящего с парашютом вроде не меньше 67 кг должен быть, чтобы не нарушать центровки планера. На счет цифр могу ошибаться, но одна из учениц возит мешок с песком, на который садится, т.к. не добирает по весу.
В моем случае проблема была другой - мой рост. Левое колено мешает ручкам закрылок, сполеров, тримеров и его приходится отклонять правее, ближе к ручке управления, но тогда для ручки управления остается меньше места. Пока закрылками и сполерами не пользуешься, особой проблемы нет.
Пока стоим на старте, я бегло изучаю панель приборов, т.к. вижу ее впервые (в Кондоре пока блаников нет). И наконец, трос подан, мы готовы ко взлету.


Обратите внимание на третью фотографию, там на борту можно увидеть надпись на литовском языке: "Nelėk greičiau, nei skrenda tavo angelas sargas!", - что в переводе на русский звучит как: "Не гони быстрее, чем летит твой ангел-хранитель!" Для планеров это актально так же как и для машин. На слишком больших скоростях (заранее известных) у планера возникает эффект флаттера - это автоколебания крыльев, которые, если вовремя не остановить, приводят к тому, что крылья просто отваливаются.
Вот так выглядит флаттер в реале:


За время наборы высоты я успеваю рассказать инструктору, что имею некоторый опыт полета на симуляторах и тогда он сразу после отцепки передает управление мне. На словах он поясняет мне, какую скорость удерживать, какой поворот когда делать, раз предложил разогнаться до 120 км/ч и потом снизить снова до 90-80, чтобы почувствовал сам скорость. Перед третьим поворотом инструктор интересуется: "ну и как?". Я говорю, что все конечно очень похоже на симулятор, но здесь есть чувства, к которым я пытаюсь привыкнуть. Посетовал ему, что дома у меня нет педалей и приходится пользоваться вместо них вертикальной осью джойстика, ну это было больше оправданием тому, что на поворотах вначале педалями слабо пользовался, в какой-то степени пытался почуствовать снос планера, скольжение, чтобы понять, насколько его компенсировать надо. Инструктор же протягивает и показывает мне свои руки и говорит: "я ничего не далал, ты сам летишь".
Несколько фоток с земли моего полета перед третьим, четвертым разворотом и на глиссаде.

Сделали четвертый разворот, он предложил мне самому выпустить закрылки и сполеры. К слову, тут нужно было приложить некоторые усилия и тогда на глиссаде я сказал, что всё, передаю управление и далее не вмешиваюсь. Он показал эффектное снижение прямо в дом с боковым скольжением с полностью выпущенной механизацией. В реале глаз и чувства еще не откалиброваны, поэтому оценить самому, когда нужно было вывести планер было сложновато. На глиссаде, я также посетовал, что на старте подстраховался и решил делать первый пробный полет без акробатики, но сейчас чувствую, что мало, что в следующий раз нужно обязательно покрутить петли.
Тем не менее, я был полностью доволен вылетом, что можно видеть по моему счастливому лицу после остановки.

Далее, как бы нехотя, покидаю планер


После меня было еще много вылетов, но для меня полет был крайним, т.к. и ученикам с трудом хватало времени, чтобы уложиться до заката и сделать свою пару, да и пациентов хватало, а тут еще дождь днем и вечером отнял часа 3..
Андрей же, как ученик, совершил в тот день 4 вылета.


Кстати, в один из моментов, привезли интересную пациентку.. Похоже, что это был девишник и девушке решили устроить сюрприз. Её привезли с завязанными глазами, одели парашют со словами, вот тебе мешок картошки, посадили в планер, сказава, садись как в ванну, пристегнули и затем уже развязали глаза.

Ребята там добрые, когда посадят, начинают объяснять, что, если захочешь прагать, нужно дергать сначала за это, потом за это кольцо, объяснили ей, для чего какие ручки и как управлять.. Естественно, что все время до старта она там сидела одна без инструктора и мне казалось, что она искренне верит, что полетит одна.. :)

На закуску, про общественно-полезный труд, как и обещал. Все помним про плитки? Готовим территорию..


Вуаля


Полеты продолжались до самого заката. Домой мы вернулись наверное уже после 11 вечера.


Кстати, вечером, туда подшли двое пилотов Боинга, один из Москвы, другой откуда-то из Украины. Неподалеку там есть центр по тренировке и сертификации пилотов на симуляторах Боингов, так они на неделю приехали к нам. Ни один из них не летал на планерах до этого, пришли посмотреть, как, то что у них называется кртической ситуацией, в планерном спорте является обычным и естественнвм делом. :) Видно было, что оба загорелись полетать, но у одного не было налички, второй же, по-моему, готов был продать последнее, чтобы попробовать и таки попробовал. Говорит, нереально, нужно включать в обязательную программу для подготовки пилотов гражданской авиации. :)

Эти и другие фотографии одним скопом можно посмотреть здесь.


Обсуждение на форуме виртуальных планеристов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments